Сегодня на выставочном ринге можно увидеть четыре хорошо различимых типа бультерьера. Тщательно изучая фотоснимки давних дней, я убедился, что они существовали с самого появления породы. Больше того — в трех из них четко прослеживаются конкретные черты предков бультерьера.
Большинство людей, так или иначе связанных с этой породой, недовольны этим, но я убежден, что для утонченных знатоков бультерьера это одна из привлекательнейших его сторон, потому что позволяет заводчикам, на свой вкус и усмотрение, комбинировать разнотипных собак, чтобы получить более совершенных и идеальных щенков. И это еще больше подстегивает и затягивает их, не давая погрязнуть в рутине дел.
Давайте рассмотрим эти четыре типа, классифицируем их и рассмотрим на примерах.
Первый тип бультерьера акцентируется со словом «буль».
В нем преобладают черты и признаки терьера.
Ярким примером которого может служить Чемпион Бич-Хаус Бэллихулиган.

Второй тип акцентируется со словом «терьер».
Прекрасно отображен на фотографии знаменитого Чемпиона Кау-хей Анкл Бимбо.

Третий тип, промежуточный, соединяет в себе качество двух вышеуказанных типов.
Великолепным примером которого служит Чемпион Зе Сфинкс.


И последний, четвертый тип — «далматин».
Хочу подчеркнуть, что речь идет не о тиковой испещренности, а о сложении. Если вы мне не верите, посмотрите на рисунок знаменитого далматина, Чемпиона Сноу Леопарда, мысленно «приставьте» ему голову бультерьера и уберите крап, чтобы шерсть стала абсолютно белой, и вы убедитесь, что перед вами возник облик некоторых прославленных бультерьеров (хотя последние, естественно, тяжелее). В качестве примера привожу фотографию Чемпиона Орманди Суперлейтив Сноуфлэша.
Три типа соответствуют телосложению трех пород собак, участвовавших в создании бультерьера: бульдога, английского терьера и далматина, а четвертый — смешанный, включающий все три типа.
У каждого из них имеются свои приверженцы, но самое удивительное заключается в том, и история яркий тому пример (причем я могу подтвердить это на собственном опыте), что для дальнейшего развития породы необходимо использовать все четыре типа. Заводчик, не использующий в своей работе собак того или иного типа, вскоре сознает, что поголовье его линии начинает утрачивать какие-то качества породы: исключая тип «буль» — крепкое сложение; тип «терьер» — резвость и вспыльчивость; промежуточный тип — гармоничное сложение; тип «далматин» — размеры и стиль. (Стиль — совокупность индивидуальных черт животного, его экстерьера, темперамента, манеры поведения и породного типа, обусловливающих единую и неповторимую композицию, его эго).
В большинстве книг, посвященных вопросам разведения, не советуют впадать в крайность и вязать собак с резко противоположными признаками, в надежде получить промежуточный тип (что одна крайность исправит другую, дав то, что требуется). Дело в том, что щенки, как правило, наследуют признаки одного из родителей. Это справедливо, когда речь идет о специфических физических признаках. Глупо, скажем, вязать кобеля, имеющего размет, с сукой, страдающей косолапостью, и тешить себя надеждой, что родившиеся щенки будут иметь правильно поставленные лапы. Но в тех случаях, когда вопрос касается гармоничного сложения или внутрипородного типа, сочетание крайностей часто дает свои положительные плоды, ибо эти признаки как раз дают промежуточный, взаимопоглощающий эффект. Если, к примеру, повязать собак типа «буль» и «далматин» (хорошего происхождения), вы получите щенков промежуточного типа, а не матери или отца. Пусть генетики недовольно хмурят брови, но это факт, который легко подтвердить на деле. Если заводчики поймут это, то не будут иметь проблем с телосложением своих собак.
Больше, собственно, никаких разъяснений не требуется, при условии, что заводчик имеет наметанный глаз на пропорции подбираемых для вязки животных.

Чемпион Хеймаркет Фолтлесс — Лучшая собака Вестминстерской выставки 1918 г.
Чемпион Арджент Эрегенс (справа) — через полвека стал Лучшей собакой всепородной выставки в Калифорнии.
Эти кобели служат красноречивым примером тех изменений, которые претерпел породный тип за эти годы.
Чтобы выбрать прекрасную собаку и партнера к ней с учетом их типа, заводчик должен сочетать в себе качества искусного племенника, умеющего предвидеть результат своей работы, и профессионального эксперта. Проводя экспертизу собак на ринге, я стараюсь не поддаваться даже маломальскому желанию отдать предпочтение тому или другому типу, а концентрирую все свое внимание исключительно на физических достоинствах и недостатках конкретного бультерьера. Зачастую на выставках можно услышать критическое замечание в адрес эксперта, что ему, дескать, просто не нравится такой-то тип. С моей точки зрения, реплики такого рода звучат по крайней мере глупо и невежественно, лишний раз доказывая, что те, кто обронил ее, не понимают заложенного в ней смысла. Ни один эксперт не удалит с ринга хорошего бультерьера только за то, что ему не нравится его тип.
Впрочем, хочу внести серьезное замечание. Порой внутрипородный тип бывает настолько экстремально выраженным, что собака скорее напоминает бульдога, далматина или терьера, чем бультерьера. Ее внешний вид не укладывается в описание стандарта и не типичен для своей породы. Мне не хочется, чтобы кто-нибудь из читателей сделал вывод, что следует бросаться в крайности, а эксперты воздадут им почести. Четыре типа, рассмотренные в этой книге, представляют собой не более чем внутрипородные варианты бультерьера. Ни один компетентный эксперт, как и уважающий себя заводчик, не проявит снисхождения, увидев перед собой пародию на белую гладкошерстную борзую или, скажем, бульдога с головой бультерьера.
Настоящий эксперт должен не только беспристрастно и непредубежденно оценивать каждого бультерьера, внутрипородный тип которого укладывается в официальные рамки стандарта, но и без снисхождения дисквалифицировать даже прекрасно сложенных собак, если те не соответствуют ему.
Главенствующей и неотъемлемой частью любой породы собак был и навсегда останется ее тип, ведь именно благодаря ему мы можем отличить одну от другой, чистопородное животное от метиса.
Теперь перейдем от общего к частному. Правильный тип бультерьера, который можно увидеть в Англии, — промежуточный между типом «терьер» и «бульдог», включая специфические черты, описанные в стандарте АКС. Крайне неприятно, если мы имеем дело с экстремальным отклонением внутрипородного типа, и собака больше начинает напоминать терьера, бульдога или того хуже — гончую, а не бультерьера. В этом случае мы имеем дело с явным несоответствием основным требованиям стандарта, концепция которых была разработана заводчиками — основоположниками бультерьера белого окраса.
Говоря о промежуточном типе, хочу пояснить, что, на наш взгляд, таким образом наследуются не только индивидуальные черты, но, что наиболее важно, пропорции. Гармоничное сложение появилось далеко не по прихоти какого-то беззаботного предшественника современных любителей бультерьеров. Напротив, оно базировалось на точно установленных технических и теоретических принципах, позволяющих получить идеальный боевой механизм. Учитывая это, составители стандарта АКС включили в него следующие требования: грудь должна быть широкой — для большей устойчивости; спина короткой — для маневренности (ловких и предусмотрительных действий) и мгновенных разворотов на бегу; а передние конечности достаточно длинными — для хорошего вымаха и резвости. Кроме них, в стандарте появились и такие, не менее важные, как правильный постав лопаток, крепкий пояс задних конечностей и целый ряд других, требующихся для идеального бойца.
Кроме того, составители стандарта учли и чисто эстетические вкусы, внеся несколько дополнительных характеристик (таких, как белый окрас шерсти, глубоко посаженные глаза, и ряд других, хорошо нам известных), завершив общую картину великолепного животного, собрав воедино все детали и четко воссоздав тип.
Итак, убедитесь, что морда объемная (заполненная). Голова должна выглядеть длинной, крепкой и иметь овальную, или яйцеобразную, форму, говоря другими словами, равномерно заполненной, без выпуклостей и западений. Свободной кожи практически не должно быть, особенно на горле и вокруг рта, лоб должен быть плоским между ушами — не куполообразным или высоким, как у гнома. Щеки должны быть плоскими и сухими, а не грубыми и выпуклыми. Уши — высоко поставленными на вершине головы, как можно ближе друг к другу, концами вверх, а внутренней поверхностью ушных раковин — строго вперед, а не развешенными или наклоненными вперед. Когда все эти требования соблюдены, у вас создается впечатление, что голова ровная и гладкая со всех сторон, как воздушный шарик.
При осмотре головы в профиль, ее контуры обрисованы практически непрерывной линией, которая плавной дугой опускается от затылочного бугра к мочке носа, причем, не доходя около сантиметра до ее конца, становится чуть более крутой, образуя легкую горбинку, или так называемый «римский нос». При осмотре головы сбоку, она должна выглядеть глубокой, а не мелкой, или «птичьей», причем ее профиль не должен быть чрезмерно крутым или угловатым, иначе будет напоминать овцу, а не бультерьера. Голова должна гармонично вписываться в силуэт собаки, то есть пропорционально сложенной.
Чрезвычайно важное значение придается глазам собаки, особенно их выражению (экспрессии). Чем чернее они и чем глубже посажены, тем лучше. Поставлены высоко на голове: расстояние от них до мочки носа значительно больше, чем до затылочного бугра. Кроме того, глаза должны выглядеть маленькими, с треугольным разрезом век и обязательно косо поставленными (наружные углы глаз направлены к основанию наружных краев ушных раковин, то есть спереди назад и вверх). Когда все эти параметры соблюдены, бультерьер имеет характерный для породы взгляд, обуславливающий наше восприятие выражения головы, в котором, на мой взгляд, отражаются его озорство, жизнерадостность, высокомерие, степенность и непослушание, а также угроза, неприязнь и непроницаемость.
Бультерьер должен иметь широкую грудь с прямыми передними конечностями и сухие (не загруженные) плечи (то есть при осмотре собаки спереди они не должны быть округлыми или выпуклыми). Плечи плотно прилегают к корпусу, лопатки косо поставлены: оси лопаток направлены спереди назад, снизу вверх, под углом к спине, так что их верхние углы пересекают спину посередине (образуя самую высокую точку — холку), а не отвесно (сразу же за головой). При косо поставленных лопатках шея, слегка изгибаясь (но не резко), плавно переходит в верхнюю линию спины. Она длинная, мускулистая, косо, а не прямо поставленная, с красивой линией загривка. Именно такая шея украшает настоящего бультерьера.
При осмотре спины собаки сверху видны упругие, хорошо изогнутые или бочкообразные ребра, формирующие грудную клетку, — это самая широкая часть спины, в отличие от поясницы. При осмотре собаки сбоку самой низкой точкой является грудина, а не живот. Именно при таком сложении обеспечивается должный баланс и устойчивость животного. Слишком коротконогие собаки всем своим видом напоминают приземистого бульдога.
Продолжая осмотр собаки сбоку, мы отмечаем, что у нее короткая, сильная спина и слегка выпуклая поясница (с легкой напружиной), слегка скошенный круп и низко поставленный, с толстым основанием и суживающийся к концу хвост, который держится параллельно земле. Задние конечности с хорошо развитой мускулатурой, бедра широкие, углы коленных и скакательных суставов хорошо выражены — создается впечатление, что собака вот-вот совершит бросок. Одним из важнейших условий гармоничного сложения собаки является уравновешенность и пропорциональность всех статей по отношению друг к другу. Это говорит о том, что длина конечности должна быть пропорциональна ширине корпуса, длине спины и так далее. Ни одна стать не должна бросаться в глаза, нарушая общий силуэт собаки. Вам не должно казаться, что ее, как конструктор, собрали из разных, не всегда подходящих друг к другу деталей.
В заключение рассмотрим движения собаки. При осмотре спереди и сзади конечности должны двигаться строго вперед и параллельно друг другу. Движения свободные, уверенные, размашистые, пружинящие, с хорошим выбросом передних и мощным толчком задних конечностей (при этом конечность свободно сгибается в коленном и скакательном суставах). Собака должна двигаться в четко заданном ритме с гордо поднятой головой, без вихляния и раскачивания крупа, прямолинейно и уверенно.
Итак, я в деталях остановился на внешнем виде, голове, сложении и пропорциях. Если добавить ко всему этому хорошо развитый, массивный, но не грубый костяк, крепкие и компактные «кошачьи» лапы, послушный, но вспыльчивый темперамент, хорошо развитую, рельефную мускулатуру, играющую под лоснящейся шерстью, мы увидим гармонично сложенную собаку, каждая стать которой пропорциональна и сбалансирована по отношению друг к другу. Мы должны оценивать достоинства бультерьера не по отдельно взятым статям, а комплексно, рассматривая его как единое и неразрывное целое, сопоставляя с идеалом, сформулированным в стандарте породы, в котором сказано, что мы должны иметь дело с «крепко сбитым, мускулистым, энергичным, гармонично сложенным животным с ревностным, энергичным выражением, вспыльчивым, но не мягким характером, подчиняющимся дисциплине».
Еще никому не удалось, да и не удастся, вывести идеального бультерьера, но стремление достичь его согревает не одну душу. Я лишь слегка приоткрыл вам образ такого манящего и недостижимого эталона, к которому мы, англичане, пытаемся приблизиться хотя бы на шаг.
Статья предоставлена сайтом http://www.bule4ka.ru/articles/bull-terriers/4-types/